Научат посылать и доставлять. Какой будет реформа «Почты России

Директор "Почты России " Николай Подгузов заявил, что предприятие неконкурентоспособно в вопросе экспресс-доставки, что существующая организационно-правовая форма сдерживает его развитие. Проект реформы "Почты России" обсуждается в Госдуме, он предполагает акционирование ФГУПа. Однако планы по превращению стратегического актива в ОАО вызывают справедливые опасения. Своим экспертным мнением об этом с поделился депутат Госдумы Александр Ющенко :

Что мы подразумеваем под названием "почта"? Почта во всем мире изначально - это государственная служба, которая обеспечивает социально-политическое обязательство по доставке корреспонденции, пенсий куда угодно, даже в самые крайние деревни, это и является краеугольным камнем государства, связывающим фактором. Почта должна оказывать эти услуги в любое время, даже если экономически это невыгодно. Это, в первую очередь, лицо государства.

Сегодня, по самым малым подсчетам, для нормального функционирования "Почте России" не хватает порядка 400 млрд руб. в год и порядка 450 тыс. рабочих в этом ведомстве, а автомобилей должно быть не менее 60 тыс. Выручка ФГУПа составляет порядка 165 млрд руб., автомобилей имеется порядка 17 тыс., работает 280 тыс. человек, причем при очень низкой зарплате. Понятно, что делать что-то нужно. Для сравнения, в маленькой Германии на почте работает 500 тыс. человек, она имеет 92 тыс. единицы транспорта.

Нам говорят про акционирование ФГУПа и рыночную экономику. Но почта сама внутри себя может решить проблемы, там работает "Почта Банк", через обслуживание крупных юридических лиц можно дотировать работу с физическими лицами в самых дальних деревнях. В свое время "Аэрофлот" летал в самые дальние деревни. Зарабатывали они на популярных рейсах между крупными городами и заграничными рейсами, а дотировали перелеты в малые города. То же самое и здесь.

В связи с этим сразу стоит вопрос - к чему приведет акционирование? Если это будет коммерческая структура, то она должна зарабатывать. Во всем мире почта дотационная - она что-то зарабатывает, но в остальном находится на дотациях. Поэтому есть переживания - а что в действительности толкает на реформу почты ? Очень много в почте собственности, которая является привлекательной. Она неинтересна в каком-нибудь дальнем районе Башкирии, но интересна в Уфе, в центральном районе, или в Москве и в Московской области. Для примера - в Барвихе и Жуковке Одинцовского района - одних из самых дорогостоящих мест по земле - почтового отделения не осталось. Наверное, оно когда-то было, но в данный момент его нет. Другой пример - в торговом доме "Москва" была почта - и ее давно нет. И таких примеров масса.

Я задавал вопросы министрам напрямую по поводу акционирования, и, конечно, четкого ответа я не получил. Но есть опасения, что все делается ради того, чтобы завладеть определенными ресурсами.

Развитие почтовой связи в России — одна из главнейших стратегических задач Министерства связи и массовых коммуникаций. Почтовая связь — единственный вид связи, обеспечивающий почти 100% покрытия всей территории России, поэтому почта играет для нашей страны огромную роль.

И хотя традиционные услуги связи — рукописные письма, доставка прессы — постепенно уходят в прошлое, однако это не значит, что у почты стало меньше работы. Наоборот. В современном мире все больше набирает обороты электронная коммерция. Все больше граждан России приобретают товары через интернет, и дистанционная торговля активно вытесняет розничную. Именно поэтому реформа предприятия особенно необходима из-за большого роста в области электронной коммерции, доля которой сейчас на рынке составляет всего 2%.

Однако не у всех еще есть личный компьютер и выход в интернет. Поэтому и в XXI веке традиционная почтовая связь остается единственным доступным средством связи, обеспечивающим покрытие 100% нашей необъятной страны.

Сегодня почтовые службы предлагают своим клиентам множество почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг. Через почтовые отделения осуществляется доставка пенсий, пособий, подписных периодических печатных изданий. В отделениях почтовой связи можно выйти в интернет, отправить и получить электронную почту, распечатать документы, оплатить коммунальные услуги, получить и погасить банковский кредит, обналичить денежные средства, оформить страховку, приобрести лотерейные, железнодорожные, авиа- и театральные билеты, а также товары народного потребления и многое другое.

Крупнейшим предприятием отрасли является «Почта России», которая сегодня нуждается в серьезной модернизации. Минкомсвязь России подготовила и представила в Правительство РФ новую стратегию развития «Почты России». В планах министерства — обеспечить качество и надежность доставки корреспонденции и посылок, увеличить пропускную способность мест международного почтового обмена, расширить спектр услуг, оказываемых населению и повысить их качество, улучшить условия труда, повысить заработную плату сотрудникам.

Перед «Почтой России» стоит амбициозная задача по увеличению выручки в два раза за ближайшие пять лет. Уже к 2018 году сеть «Почты России» будет полностью модернизирована. Внедрение современных почтовых систем обеспечит надежную и своевременную доставку отправлений. В пределах населенного пункта почтовое отправление дойдет за один день, между городами — за три дня, а между любыми населенными пунктами — за 7 дней.

Почтовые отделения превратятся в многофункциональные центры, что позволит жителям получить быстрый и удобный доступ ко всем электронным государственным услугам. В планах к 2018 году в любом из 42 тысяч отделений почты будет доступна любая государственная услуга. Каждый житель страны сможет не только отправить письмо, но и подать заявление на получение паспорта, заплатить налоги, обратиться за справочной информацией. Система «одного окна» позволит сэкономить время и обеспечит доступ к сотням востребованных услуг. Таким образом, в результате проводимой реформы национальный почтовый оператор станет связующим звеном для граждан в электронной коммерции и предоставлении государственных и муниципальных электронных услуг.

В ближайшей перспективе «Почта России» станет акционерным обществом, что даст ей возможность приобрести уже существующий банк или создать дочернее предприятие для оказания банковских услуг.

В результате намеченных реформ «Почта России» увеличит свой и без того неоценимый вклад в объединение страны и ее интеграцию с международным сообществом. И уже к 2018 году удовлетворенность жителей России почтой должна составить 80%.

12 февраля глава Минкомсвязи Николай Никифоров посетил редакцию «МК». Разговор вышел достаточно жестким; от острых вопросов министр не уклонялся. Власть постепенно прислушивается к аргументам Общественной палаты по реформе почты. Ведь за ними стоят интересы не только медиасообщества, но и простых людей: пенсионеров, подписчиков, плательщиков. Сохранение гарантий предоставления государственных услуг требует, чтобы почтовые отделения оставались бюджетными учреждениями. Но логистику выведут в конкурентную часть.

Главным камнем преткновения законопроекта «О почтовой связи» является механизм предоставления услуг. Старшее поколение помнит времена, когда свежие газеты лежали в почтовых ящиках у подписчиков ежедневно не позже 7 утра, а письма и посылки в любую точку огромной страны доставлялись за 10 дней. При этом зарплата сотрудников почты была хотя и невысокой, но достойной. По крайней мере, желающие занять должность почтальона находились всегда.

Сейчас ничего этого нет и в помине. «Работа почты вызывает законные нарекания населения, — констатировал глава Минкомсвязи Николай Никифоров, — к сожалению, мы в последние годы сами загнали предприятие в ловушку. Ситуация критическая, и реформы нужны радикальные».

От словосочетания «радикальные реформы» у многих до сих пор мороз по коже. Потому что можно сломать то, что с трудом, но функционирует. Например, разрешили почте зарабатывать деньги — на пути между читателями и печатными СМИ тут же возникли посредники: 10 подписных агентств подмяли под себя и монополизировали рынок.

В результате в 2012 году было доставлено подписчикам 1,5 млрд изданий по цене в среднем 12 руб. Из них почта получила 3,5 руб., сами издания — 5 руб., а 3,5 руб. ушло посредникам. Причем главным оказался МАП. «Эта структура, созданная работниками почты для отмывания денег. У них счет был на Сейшельских островах; только после вмешательства Общественной палаты закрыли», — возмущался на встрече с министром связи главный редактор «МК» Павел Гусев. Министр безобразиями заинтересовался и обещал подробно разобраться.

Но главное не в том, чтобы наказать «стрелочников» (на месте каждого наказанного тут же возникнут два новых посредника), а в том, чтобы аварий не было. Механизм работы почты, который и определяется законопроектом, должен быть бесперебойным. «170 млрд руб. в год составляют затраты «Почты России». При этом около 70 млрд почта зарабатывает. Значит, 100 млрд в год — это чистые убытки», — вскрыл подоплеку проблемы Николай Никифоров.

И поставил вопрос ребром: «Если мы гарантируем населению государственную услугу доставки пенсий, корреспонденции и СМИ, то мы должны эти $3 млрд вложить. Сама почта их не заработает. У нас уже очередная версия законопроекта сейчас обсуждается. И я все больше склоняюсь к тому, чтобы сами почтовые отделения оставались бюджетными учреждениями. Но при этом, чтобы что-то требовать от предприятия, нужно ему что-то дать для обеспечения возможности улучшить работу. Поэтому сейчас мы прорабатываем обоснование целевых инвестиций в «Почту России». Я подчеркиваю: не субсидий, как это делалось до сих пор, а именно инвестиций — с определенными целями, сроками их реализации, сроками и порядком возврата инвестиций и так далее. До 15 февраля мы представим премьер-министру Дмитрию Медведеву расчеты по необходимым инвестициям в почту. До этого звучали разные оценки их размера ― до 100 млрд рублей. Эти оценки не были достаточно обоснованы, теперь мы это хотим сделать с учетом эффективности и возврата инвестиций. Мы хотим, чтобы инвестиции позволили «Почте России» за счет расширения перечня и объема услуг увеличить выручку минимум вдвое. Для этих целей в том числе в новом законе снят запрет на акционирование почты».

В российских условиях это верно. Приватизация осуществляется с условием сохранения профиля предприятия. Но через год-два профиль меняется — и тогда на месте аптеки возникает банк. С отделениями «Почты России» этого быть не должно. Но там, где почта конкурентоспособна — например в логистике, — она будет пущена в рыночное плавание.

Кроме того, на встрече была затронута проблема национального и международного роуминга. Министр признал, что «внутри-национальный роуминг—это несправедливый пережиток прошлого». Он сообщил, что этот «налог на перемещение» должен быть устранен. «Чтобы гражданин России, приехав в другой город своей страны, мог общаться по местным тарифам, делая звонки в пределах данного региона. А входящие звонки при этом должны оплачиваться по междугороднему тарифу, так как задействованы каналы дальней связи операторов и трафик направляется через них. »,--пояснил Николай Никифоров.

В конце встречи министр связи рассказал о перспективах. В планах Минсвязи и ФМС начало введения (примерно с 2015 года) электронных паспортов для граждан. Постепенно пластиковый паспорт может заменить бумажный. У граждан автоматически возникнет электронная подпись (ЭЦП), являющаяся юридически достоверным идентификатором личности. Сейчас ЭЦП стоит довольно дорого (от 12 тыс. руб.). Она весьма удобна, поскольку позволяет проводить практически любые действия без личного присутствия. Например, платить налоги и штрафы; совершать крупные покупки; выяснять у органов власти любые вопросы без похода в конторы и стояния там в очередях. Будем надеяться, что планы Минсвязи сбудутся.

Долгожданная реформа "Почты России", похоже, скоро случится. Госучреждение, ставшее в последние годы популярным героем анекдотического жанра, могут переформировать в 2013 году. И меры будут радикальными. Минкомсвязи предлагает разделить "Почту России" на сеть обслуживания населения и логистическую инфраструктуру, с привлечением частных инвесторов.


Почта России, EMS - пусть весь мир подождет!

Надо заметить, что судьба "Почты России" волнует чиновников и российских граждан уже давно. Госучреждение очевидно требует серьезного передела, поскольку его организация устарела и, кажется, даже начала утрачивать дееспособность. Поэтому реформу, представленную Минкосвязи накануне, можно назвать долгожданной.

"На сегодня однозначно понятно, что почту надо реформировать,- заметила в разговоре с корреспондентом "Правды.Ру" Ольга Тимофеева, член комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи . — Когда мы говорим о копеечных зарплатах, которые получают почтальоны, о состоянии самих почтовых отделений и о больших проблемах с доставкой, мы все (и обычные жители, и депутаты, и государство) понимаем, что должна проводиться серьезная реформа госучреждения".

Разумеется, в представленную реформу вкладывают большие надежды. Ожидается, что выручка ФГУП от отправлений вырастет с 51 миллиарда рублей до 210 миллиардов в 2023 году. Также за этот период должно вырасти количество отправленных бандеролей и писем на 103 процента, а рост электронной торговли должен составить семь процентов от всего оборота розничной торговли в стране. Ожидается, что через десять лет "Почта России" (та самая, которой сегодня на доставку заказного письма по Москве требуется около недели) будет доставлять два миллиарда писем в год, что на 38 процентов больше показателей 2012 года. Все эти радостные для ФГУП перспективы подробно расписаны в проекте о финансово-экономической модели развития "Почты России" на предстоящие 11 лет. По данным "Коммерсанта", с таким докладом накануне выступил замминистра Минкомсвязи Денис Свердлов.

Однако для улучшения всех показателей, подробно расписанных составителями реформы, придется не только немало потрудиться, но и расщедриться. Так, поддержка из госбюджета может достигнуть 622 миллиарда рублей до 2023 года. Названная сумма необходима для перераспределения 129 тысяч сотрудников почты и 42 тысяч отделений в федеральное бюджетное государственное учреждение (ФБГУ), направлением деятельности которого будет развитие услуг почтовой связи. Готов ли к таким тратам госбюджет, пока остается только догадываться.

При этом столь животрепещущие вопросы логистики планируется поручить новому ОАО, которое будет ответственно за два автоматизированных сортировочных центра, 50 магистралей сортировочных центров, а также за 7896 почтампов и 17 автомагистралей. И именно для развития логистики потребуется привлечение частных инвесторов. Впрочем, согласно докладу Минкомсвязи, эта часть реформы должна быть наиболее приятна государству, ведь из прибыли ОАО в казну может поступить 103,9 миллиарда рублей, которые, в свою очередь, будут направлены на развитие почтовых услуг. То есть, как полагают составители реформы, государство сможет хотя бы частично вернуть свои затраты на ФБГУ.

Но есть и другая сторона медали. Эксперты беспокоятся, что вовлечение в логистику "Почты России" частных инвесторов может крайне отрицательно отразиться на жизни значительной части россиян. "Есть два опасения, связанные с применением модели акционирования и вмешательства в деятельность "Почты России" частного инвестора, — рассказывает Ольга Тимофеева. — Во-первых, давайте не забывать, что "Почта России" на сегодня в регионах, в сельских районах, где очень большие территории, выполняет социальную функцию. То есть она существует там, где нет банков, где относительно небольшое население. Она является центром социальной жизни села. Если сегодня мы говорим о прямом акционировании, о дивидендах, о вложениях, то понятно, что частный инвестор посчитает каждую копеечку. И в случае, если будет предложена модель акционирования, есть опасения, что конечно, неэффективные, убыточные почтовые отделения, которые существуют сегодня, будут закрыты. Есть еще следующий момент — каким профилем сегодня занимается почта? Сегодня, заходя в почтовое отделение, мы видим не только процесс доставки почтовой корреспонденции, но здесь же осуществляется продажа электрики, продажа моющих средств и т. д. То есть, сейчас мы должны понять, какая основная функция будет возложена на почту".